Министерство экономразвития Российской Федерации создало ряд правок в Закон об акционерных предприятиях. Как информируют "Ведомости", новшества не исключают вероятность заблаговременно оговорить условия вероятных сделок по слиянию и поглощению организаций в рамках акционерного соглашения.
Похожая возможность предусматривается для всех обладателей непубличных организаций. В случае принятия правок миноритарии гарантированно получат возможность продажи акций, а новый обладатель организации – защиту от неугодных ему держателей акций.
Закон, уже получивший одобрение Минфина, Министерства Юстиции и Центрального банка, планируют направить на обсуждение руководства до конца августа.
Положения актуальны в первую очередь для сделок слияний и поглощений (M&A), и для соинвестиционных проектов, указывает Александр Рудяков, старший сотрудник юридической фирмы "ЮСТ".
"Имплементация юридических механизмов системы общего права (tag-along right и drag-along right), которые активно применяются в сделках M&A (заключаемых по английскому праву), отвечает текущему тренду, нацеленному на заимствование русским гражданским правом эргономичных и действенных юридических механизмов зарубежных правопорядков", – говорит Рудяков.
Он утвержает, что фиксирование в законе указанных юридических механизмов повлечет громадную юридическую определенность, стабильность оборота и повышение количества корпоративных соглашений и других сделок, заключаемых по русскому праву.
По итогам изучения, осуществлённого в 2012 году "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", российский бизнес готов подчинить русскому праву не свыше 10 % значимых сделок, остальные сделки производятся в юрисдикции иных стран, в большинстве случаев Англии и США. Большая часть сделок M&A производится в офшорах.
"В шторме финансового кризиса корпоративное закон следует за реалиями экономической обстановке в стране в общем и хозяйственными, предпринимательскими отношениями например. Акционерные отношения в формальной юридической плоскости в далеком прошлом не претерпевали значительных изменений, но не реагировать на актуальный запрос бизнеса в потребности определения в законе сделок по слияниям и поглощениям уже запрещено. В пору экономических катаклизмов, банкротств в корпоративном секторе (увеличившимся на 15%), падения индекса производства, падения покупательского спроса в сфере услуг, свыше чем двукратном обесценивании национальной валюты организации без шуток меняют и структуру собственности и ведут масштабные корпоративные споры", – разъясняет обстановку Никита Исаев, руководитель Университета актуальной экономики, к.ю.н.
Практика и обычаи делового оборота уже пару лет адаптировались к реалиям экономических процессов и практически в любое время используют в акционерных соглашениях диапозитивные опции по отражению правил по режиму отношений между "старыми" миноритариями и "старыми" и "новыми" мажоритарными участниками, практически в любое время создавая комфортное окно возможностей для всех по определению своей судьбы в капитале акционерного предприятия, указывает Исаев.
"Потому, что российское акционерное закон до настоящего момента закрывало глаза на данный процесс регулирования, то это создавало как добавочные трудности в части внесудебного и судейского доказывания, а также в части перехода участников в другие юридические юрисдикции, несложнее говоря – офшоры. Подготавливаясь как к массовым дефолтам (экономическим банкротствам), так и классическим правовым банкротствам, и следующим за ними слияниям, поглощениям, санациям, внешни управлением и другое, законодатель очень вовремя определяет правила игры императивно", – полагает Исаев. Он утвержает, что это разрешит сделать юридические прецеденты и гарантировать качественную практику судов, сократить количество судейских споров и сделать толковые правила игры в корпоративном секторе на старте предпринимательских взаимоотношений: "Это актуально для всех акционерных вопросов, как с позиций масштаба и размера бизнеса, так и универсальности сферы хозяйствования. Этот подход требуется и в нише банковского рынка, в общем в денежных компаниях, так и в производственном комплексе".